Разработка планировки интерьера офисного пространства.
Первые офисные здания появились в конце девятнадцатого века. В это время в Америке стали появляться небоскребы, которые более полувека считались идеальным типом офисного здания. Нельзя отрицать, что с точки зрения использования пространства он действительно весьма эффективен, но с точки зрения рабочей атмосферы абсолютно непригоден.

На смену небоскребу пришел так называемый бизнесцентр, который сочетает в себе функциональность и эффективность многоэтажного делового помещения с преимуществами торгового комплекса, который ориентирован на потребителя. Весьма удачной тенденцией стало перемещение компаний в пригороды, создание бизнес-парков, которые представляют собой комплексы небольших малоэтажных зданий, окруженных природным ландшафтом, связанных с городом скоростными магистралями.

Современное развитие общества, появление новых информационных технологий кардинально изменило как представления о самом офисном здании, так и об организации работы. Возрастают несоответствие современным схемам трудовых отношений, неудобство расположения предприятий и плохая организация доступа к ним.

В дизайне рабочего пространства эстетическая функция не играет определяющей роли, хотя, безусловно, учитывается при проектировании офиса. Работа в офисе является специфическим процессом, который обладает определенными технологическими требованиями, поэтому грамотное проектирование должно быть ориентировано на их удовлетворение.

Офисную деятельность можно разделить на две категории, концентрацию и общение. Основная задача дизайнера при этом – найти равновесие между этими направлениями для каждой конкретной компании. Так, торговые фирмы предъявляют иные пожелания к организации пространства нежели, к примеру, банки или учреждения культуры.

Отдельный кабинет лучше всего подходит для сосредоточенной работы, а для общения лучшим решением является открытое пространство. Наиболее распространенными планировочными решениями является организация офиса закрытого коридорного типа, формирование единого пространства или создание комбинированного офиса. Рассмотрим каждый из перечисленных типов подробнее.

Офис коридорного или кабинетного типа представляет собой достаточно традиционное помещение, состоящее из отдельных комнат, соединенных коридором. Это решение создает атмосферу уединенности и спокойствия, работать в таких условиях очень удобно тем компаниям, которые состоят из нескольких отделов с небольшим числом сотрудников. А вот коллективную работу организовать практически невозможно, так как общение сотрудников затруднено. Существует два вида офисов такого типа: кабинеты для одного-двух человек или кабинеты большего размера, рассчитанные на работу более трех человек. Полной противоположностью кабинетного офиса является открытое пространство (open space). В этом случае офис представляет собой очень большое помещение, ограниченное только наружными стенами и рассчитанное на большое число сотрудников. Рабочие места разделены, как правило, невысокими мебельными перегородками. Такое решение обеспечивает высокий уровень гибкости, но при этом обладает существенными недостатками, такими как плохая звуковая и зрительная изоляция рабочих мест, что затрудняет работу, требующую концентрации. Открытый офис предполагает высокий командный дух, ощущение динамичности и полное отсутствие приватности. Этот тип подойдет для быстрорастущих организаций и больших компаний.

Разновидностью открытого пространства является групповой офис, в котором помещение при помощи перегородок разделено на зоны, что делает возможным интенсивное общение только в пределах небольших групп. Для обмена информацией обустраивается общая зона.

Комбинированный офис сочетает в себе преимущества двух вышеперечисленных вариантов. В нем индивидуальные и групповые комнаты отделяются при помощи прозрачных перегородок от центральных зон общего пользования. Это позволяет достичь равновесия между необходимостью сосредоточения и потребностью в общении.

В офисе люди проводят более половины своей сознательной жизни, потому невозможно переоценить значение комфорта этого пространства. Конечно, некоторые компании по-прежнему склонны экономить на обустройстве офиса, но все больше руководителей приходят к выводу, что условия работы оказывают сильнейшее влияние на производительность труда.

Эргономичность офисного пространства складывается из самых разнообразных элементов, начиная от удобной клавиатуры до планировки помещений и мер по контролю чистоты воздуха.

Первые офисные помещения практически не отличались от жилых, все оборудование сводилось к телефону и пишущей машинке. Развитие информационных технологий привело к тому, что значительно увеличился диапазон оргтехники, а кроме того, возникли проблемы, связанные с проведением электропроводки, увеличением тепловой нагрузки на помещение, необходимостью зонирования систем кондиционирования воздуха.

Одним из факторов, которые определяют успешность и востребованность организации, является наглядная демонстрация корпоративной политики, ценностей и задач. Пространство существенно влияет на восприятие компании как ее клиентами, так и сотрудниками. Очень важно, чтобы люди, которые половину своей жизни проводят в офисе, чувствовали себя на рабочем месте как дома, отождествляя себя с организацией, ее деятельностью и стремлениями.

Читайте так же другие статьи:
Стиль кантри в интерьере.
Классический стиль в интерьере.
Скандинавский стиль в интерьере.