Прошло время, когда детская была самой плохой комнатой в квартире. Успехи гигиены выработали новые требования. Свет и воздух явились, как освободители, объявив войну всему нездоровому и безобразному. Едва прорвался свет сквозь открытые окна, как художники увидели, что и для них открывается широкое, еще нетронутое поле деятельности. Везде поднялись веселые всходы, точно весной, когда одна почка за другой пробиваются из темной земли. Одна идея сменяет другую, один план следует за другим. Нельзя поэтому подвергать все резкой критике, думать и ворчать, что одно непрактично, а другое слишком преувеличенно; напротив, надо встречать все новое с благодарностью, с надеждой, что если не все грезы художников выполнимы в действительности, ели много первых цветов погибнет, то все-таки будут и богатые плоды.
Развитие художественного вкуса родителей должно предшествовать воспитанию в ребенке понимания и чувства красоты. Художники, взявшиеся за последнее время за разные предметы житейского обихода, прокладывают дорогу, а современная техника дает широкое распространение замыслу художника. Художники сумели изучить своего врага-машину, примениться к ее способу производства и подчинить ее себе. Это громадный шаг вперед в деле распространения красоты, который, прежде всего, должен благоприятно отразиться на жилищах, а вместе с тем на семье и на детях. Многие хорошие журналы стали выразителями новых стремлений. Журнал «Kind und Kunst» («Дитя и искусство») предлагает в изобилии самые лучшие образцы. В прошлом году конкурс эскизов детской в журнале «Innendecoration» вызвал соревнование среди художников и дал прекрасные результаты. Надо отметить, что большинство премий и похвальных отзывов выпало на долю венских художников. Это является заслугой художественно-промышленной школы, где профессора Иосиф Гофман и Коло Мозер пропагандируют благородную простоту формы и красок. Их влияние сказалось на развитии венского стиля, который отличается отсутствием всяких вычурных украшений и крутых завитушек, подорвавших доверие к новому направлению.
Проекты венских художников дают сплошь спокойные, гладкие поверхности для большей части вделанной в стены мебели, с немногими красивыми квадратными украшениями, находящимися на надлежащих местах и блестящих медными обивками. Несколько богаче в декоративном отношении некоторые проекты берлинских соискателей премий. Художественно устроенная детская была представлена не только в проектах; на многих выставках были устроены детские, настоящие драгоценные игрушки. Одна из лучших детских была создана в Дармштадте, в колонии художников. Ослепительно белая мебель, стол, стулья, скамья и хорошенькая маленькая кушетка. Фриз с мотивом из роз, в светлых, веселых тонах украшает стену; головки ангелов из стеклянной мозаики смотрят в широкие окна.
Конечно, такие комнаты, выполненные художниками, могут составить достояние только небольшой избранной части общества. У кого есть деньги, чтобы посоветоваться с врачом, архитектором и художником, может легко, благодаря всем изобретениям последнего времени, устроить что-либо подобное.
Большинство семей не может позволить себе таких трат. Наемная квартира тоже не позволяет делать ни выступов, ни вделанной в стены мебели, ни широких оконных карнизов и чаще всего, поэтому, приходится обходиться умеренными средствами.
Детская может, а по моему мнению, и не должна быть дорогой. Но не надо упускать из вида, что в детской получает ребенок свое первое воспитание, здесь его мир в первые годы его жизни. Вкус и эстетическое чувство должны быть воспитаны в ребенке так же, как хорошие манеры. Ни одна мать не выберет своему ребенку товарищем того, кто хватает пальцами с блюда и ругается скверными словами. Но те же матери не видят ничего дурного в том, чтобы собрать в детской всю негодную мебель, плохие, крикливые олеографии в позолоченных, облупившихся рамах, безвкусные безделушки и т.п. хлам, которого некуда девать. Вот то, что видит впервые впечатлительный глаз ребенка. Это та школа, в которой воспитывается его вкус. Поистине печальная школа, которая приносит такой же вред, как и плохое обращение. Если вы стараетесь охранить душу ребенка от зла, вы так же должны охранять и глаз его от всякого безобразия и безвкусицы. Как же мы должны устраивать наши детские? Первое слово принадлежит здесь гигиенисту, но к счастью взгляд докторов вполне совпадает со взглядом художников. Мы пришли к тому, что «здоровое – красиво».
Главное условие детской – это светлая просторная комната. Она не должна быть обязательно четырехугольной; напротив, мансарды, вышки, если только окна достаточно велики, со срезанными поверхностями стены, выступающими углами, особенно удобны, образуя хорошенькие, уютные уголки для игры. Квартиры, особенно в старых домах, большей частью оклеены темными обоями, потолки окрашены в тяжелые тона, что придает всему мрачный вид. Самый дешевый способ обратить такую комнату в веселую и уютную – это окрасить ее клеевой краской в светлый тон: серо-голубой, светло-зеленый или светло-голубой, только не яркий, чтобы все остальное могло с ним гармонировать. Узорная полоса в сильных теплых тонах окружает стены на высоте карниза двери. Верхняя часть стены и потолок лучше всего окрасить в белый цвет. Окраска комнаты удобнее тем, что ее легко возобновить без особых издержек; можно выбрать и обои, только светлые. Обои должны быть простого, не бросающего в глаза узора, напр., полосками или простого рисунка в полутонах. Резкие цветные обои производят беспокойное впечатление. Все, что висит на такой стене, теряет значение, гармония, в общем, трудно достижима. Краски могут быть богатыми только в фризе. Тонко продуманный фриз дала одна художница, выполнив его вышивкой и аппликацией в выставленной ею красивой детской и Мюнхенской выставке прикладного искусства. На светлом фоне выступают смешные фигуры из детских сказок, исполненные в светлых тонах.
Теперь вышли и поступили в продажу в большом количестве всевозможные оттиски бордюров: играющие дети, звери, цветы в прелестных, повторяющихся мотивах. Само собой понятно, что такой фриз с развертывающейся картиной должен быть на высоте, удобной для глаза. Верхняя часть стены остается белой, как потолок, или окрашивается в соответствующий хорошо подобранный и более светлый тон, чем нижняя половина стены. Можно эту часть стены выполнить также мелким узором, напр., звездочками. Правильное обращение со стенами тоже играет немаловажную роль. Это самые большие поверхности комнаты, и от них зависит общий вид комнаты. Практично выкрасить их на высоте 75 сант. от полу масляной краской или оклеить обоями, которые можно мыть.
Для полов от пыли хорош линолеум или пробка; для игр надо класть один-два коврика, которые легко снять и выколотить. Белые оконные занавески, немного мягкой мебели, покрытой чехлами, которые можно всегда легко переменить или вымыть. Вся необходимая, деревянная мебель: столы, стулья, шкафы, должна легко передвигаться, чтобы можно было вычистить, как следует, все углы. Мебель должна быть с скругленными углами, для предохранения детей от ушибов. Стол удобнее всего раздвижной или складной, потому что с одной стороны дает большую поверхность для игры и всевозможных работ, а с другой – не занимает много места и не мешает во время подвижных игр. При выборе и установке мебели надо, прежде всего, думать о том, чтобы было довольно свободного места для игр и беготни детей, особенно когда их несколько. Надо избегать хрупких вещей, не ставить неустойчивых вещей. Мебель должна быть простой и прочной, из мягкого дерева, натурального или мореного; еще практичнее мебель, выкрашенная белой или светлой краской, чтобы во всякое время можно было ее вымыть мылом и водой. Старую, темную, не полированную мебель можно тоже легко выкрасить белой масляной краской, отчего она будет казаться совсем новой. Красивее и практичнее всего, хотя и дороже, это белая лакированная мебель: - ни пыль, ни грязь не пристают к ее зеркальной поверхности, которая дает красивые, светлые отражения.
Очень важна величина мебели. Все время надо соразмерять ее с ростом ребенка и не считаться с тем, что новая покупка разрушает весь гарнитур. Как бы ни был художественно исполнен стул, но когда ребенок вырос настолько, что спина его не находит точки опоры, а колени приходятся у подбородка, то стул уже не годится для употребления. Шкафы для работ, книг и игрушек должны быть удобно устроены и на высоте роста ребенка, чтобы ребенок мог все сам доставать.
Эйхродт представил оригинальный шкаф для игрушек, выставленный к продаже дрезденскими художественными ремесленными мастерскими, под именем: добрый дядя. Этот шкаф в одно и то же время представляет и забавную игрушку, и служит украшением комнаты. Прелестна также детская вилла Венига, трехстворчатая ширма, красиво раскрашенная, с открывающимися окнами и дверями, и игрушечный домик Пассендорфа, исполненные также в дрезденских художеств. ремесленных мастерских.
Для украшения детской картинами могут служить многие прекрасные оригинальные литографии последних лет. Несмотря на высокую художественную ценность эти издания большей частью так дешевы, что доступны широким слоям. Между прочим, союз художников в Карлсруэ фирмы Брейткопфа и Гертель, Тейбнер, Фогтлендер в Лейпциге, Эмиль Гохданц в Штутгарте издали цветочные литографии, среди которых есть настоящие жемчужины для детской. Интересное понимание природы, картины светлых сторон жизни, глубокая поэзия старых сказок, игр, танцы и меланхолические грезы народных песен ожили на этих листах в светлых красках.
Японцам, у которых мы уже столькому научились, искусство которых так обогатило наше знание, не знаком наш способ украшать комнату бесчисленными предметами. Они часто обладают большим количеством очень ценных картин в свертках, ваз, сосудов для куренья, но выставляется обыкновенно только одна вещь – картина, курительный прибор и ваза, наполненная фруктами, которые всегда старательно подобраны и соответствуют времени года, национальному празднику или другому торжеству. Благодаря этому внимание сосредоточивается на этом одном украшении, пока оно не заменяется новым. Там не висят целыми годами как у нас те же картины, портреты и декоративные украшения.
Я стою за этот японский способ украшения именно в детской. Внимание ребенка не рассеивается столькими предметами; одна картина запечатлевается в его памяти лучше, ребенок интенсивнее воспринимает и краски и формы. Обилие украшений чрезмерно возбуждает фантазию ребенка на короткое время, а затем воображение притупляется. Столько радости для ребенка, если он в воскресенье, например, увидит новую картину в раме. Он усердно рассматривает новые, а прежние встречает, как старых знакомых. Некоторые становятся любимыми, и любовь к прекрасному всегда поддерживается в ребенке. Картины должны быть в одинаковых рамках, как для фотографий. Такие картонные рамы для картин можно получить у выше названных фирм. Дайте ребенку возможность украшать и самому свою комнату. Самодельные гирлянды из еловых шишек и лишаев, перевязанные цветной лентой, венок из сухих трав и осенних листьев, тыквы, кукурузы от молочно-белой до темно-коричневой, гранаты, лавровые ветки, пестрые птичьи перья – могут быть прекрасными украшениями, когда фантазия ребенка получила верное направление. Таким образом, ребенок приучается пользоваться богатством природы для украшения своего жилища, а предложенный из любознательности вопрос обогатит его познания. В детской должны постоянно быть цветы, за которыми бы дети ухаживали сами. Большая, по росту ребенка, стенная доска для его каракуль и набросков. Большая поверхность доски, мел, белый и цветной, гораздо удобнее для набрасывания и развития руки, чем бумага и острый карандаш.
Еще было бы лучше оставлять целую стену для проявления деятельности ребенка.
Такую стену хорошо обить несколькими досками, выкрашенными серой краской.
Чего только нельзя сделать на такой поверхности! Можно прибить к ней декорации, сделать лепные украшения, наклеить картинки. Можно вырезать из остатков обоев и цветной бумаги деревья, дома, людей, животных и наклеить их на этот серый фон. Можно нарисовать задний план для игры в куклы, или солнце и звезды над вигвамом индейцев.
Такая свободная поверхность побуждает к творчеству, и дело воспитателей и родителей развивать эту наклонность.
Стильные детские, исполненные художниками, дали уже много красивого и ценного, но в этой области сделано еще далеко не все. Искусство не должно быть строгим учителем, не терпящим уклонений, оно должно быть в детской другом, веселым, как солнечный день, который манит: «иди, поиграй со мной, я так прекрасен».
Мне думается, обстановка детской не должна быть чем-то установившимся, она должна быть непостоянной, развивающейся; в ее отделке должен принимать участие сам ребенок. Ребенок растет и телом и душой, ежедневно расширяются его понятия, глаза учатся видеть и понимать окружающее, он стремится к деятельности. Если детская и ее обстановка не соответствуют понятиям ребенка, то он в ней как в слишком большом платье на вырост, а пока ребенок подрастет, платье изнашивается; если же ребенок перерастет свою детскую, то это равносильно тесному, короткому платью. К сожалению, мы редко обращаем на это внимание. Дайте детям возможность развивать свой вкус, научите их тому, что окружающее может отражать их индивидуальность, и показывайте им в художественных вещах только ценное, чтобы они умели сравнивать. Ранние воспоминания – самые живучие, поэтому ребенок должен видеть с первых шагов красивое; красота должна окружать его первые годы, чтобы воспоминание о ней сохранилось у него на всю жизнь. Самая лучшая детская, которой, к сожалению, лишены городские дети, это детская на свободе, под высоким открытым небом, - цветущий луг, вечно волнующееся море, шумящий лес с изменчивой листвою разных времен года, вообще вечно юная природа, которая была до нас и останется после нас и наших детей. 

Лили Байц

Читайте так же другие статьи:
Стиль кантри в интерьере.
Классический стиль в интерьере.
Скандинавский стиль в интерьере.